BIMу быть. Или не быть?


В целом хочу сказать, что согласен со всеми тезисами, приведёнными в статье. Сам того не подозревая, я выступаю в роли того самого «инженера-консультанта», который берет на себя все функции внедрения BIM-технологии в практику работы проектных, строительных или девелоперских организаций. Именно в такой постановке своей позиции на рынке я определяю нашу когда-то проектную, а теперь все более консалтинговую организацию: как проектировщики мы разрабатываем информационную модель, формируем на ее базе техническую документацию и ведомости ресурсов. 

Далее, применяя систему «Строительный комплекс ЭФЕКС», за последние 4 года возведено более 150 высотных жилых зданий, несколько десятков объектов промышленного назначения. Система реализует множество функций самых разных подразделений: от координации работы электронной торговой площадки до выгрузки из системы аналитических отчетов и графиков. Немного о работе системе я уже рассказывал в статье «Зачем проектировщику BIM-технологии?»

Главной проблемой развития BIM-технологий в России является отсутствие понятной государственной политики. Это приводит к тому, что мне как инженеру-консультанту приходиться брать на себя не только технические функции сопровождения проекта, но и функции продвижения всей темы информационного моделирования в отрасли. Понятно, что силы не равны. Я могу показать и рассказать все преимущества технологии лишь небольшому числу своих заказчиков, у которых мое мнение пользуется авторитетом.

Другая сторона вопроса. Главный поставщик программного обеспечения – компания Autodesk все свои усилия по продвижению BIM-технологий направляет на проектировщиков. Понятно, что проектировщиков очень просто собрать и донести новые технологии, решения, программные продукты. Это простой путь, но он наименее продуктивный. Проектировщики находятся в конце цепочки принятия решения о применении новых (читай: увеличивающих стоимость проектирования на первых проектах) технологий. Не в компетенции большинства проектных компаний принимать решения о переходе на тот же Revit. Делать же это просто так, в порядке попытки снизить издержки или повысить качество проектирования, равносильно самоубийству.

Очевидно, что основным потребителем рекламы и других средств продвижения Autodeskдолжны стать генподрядчики, девелоперы, инвесторы и другие группы, осуществляющие функции заказчика инвестиционного строительного проекта. В последние годы отношение Autodeskк покупателям сильно изменилось, появилась осознанность и направленность на конечного потребителя – заказчика.

Отдельно хотел бы согласиться с Владимиров Малаховым по поводу необходимости использования BIM-моделей как базы проектирования, а не разработки базы типовых проектов. Однако, на этом пути множество сложностей. Например, как и отмечено в статье, глубина проработки модели определяет возможность и рациональность дальнейшего применения этой модели. Скорее всего, и тут не обойтись без государственного участия, потому что рынок сам по себе не сможет выбрать оптимальный путь развития. Понятно, что только детальная, глубока проработка даст экономический эффект при повторном использовании модели. Но так же приходится признать, что упрощение модели, соответственно, ее удешевление в текущей разработке, станет определяющей тенденцией рынка в краткосрочной перспективе.

Ну и напоследок. В настоящий момент у большинства участников рынка, особенно в регионах, нет главного понимания, что BIM-революция – это не переход в 3D, в модели той или иной степени проработанности, а это совершенно новая среда взаимодействия всех участников строительного рынка. В наибольшей степени эта революция касается проектировщиков. Для них переход на тот же Revitприводит к перекройке всех бизнес-процессов внутри организации. И тут очень важно показать и проектировщикам, и строителям, и заказчикам, что есть готовая информационная среда, в которой все вопросы стандартов, регламентов и других форм взаимодействия уже решены.

Так вот, система как законченный продукт была задумана, разрабатывалась и применяется именно по инициативе заказчиков строительства. Да, конечно, подобный подход требует значительной работы от самих заказчиков, которым приходиться в первую очередь менять устоявшиеся неэффективные методы работы. Такие заказчики есть, и они готовы многое менять в строительстве повышая эффективность и инвествложений, и всего процесса реализации проекта.

Нашу основную задачу я вижу в информировании участников строительного рынка о том, что развитие технологии информационного моделирования позволяет применять систему «Строительный комплекс ЭФЕКС» на всех этапах планирования, проектирования и возведения объекта. Благодаря отлаженным, описанным и формализированным в четких инструкциях бизнес-процессам всех этапов реализации инвестпроекта, клиенты (проектировщики, строители, заказчики, инвесторы) получают заметную экономию в стоимости проекта, но что самое главное, они получают прозрачный и управляемый процесс проектирования и строительства объекта.

ООО «Графика-Инжиниринг» выстраивает структуру и обеспечивает контроль реализации инвестпроектов.

Башиянц Карен Григорьевич
Директор ООО «Графика-Инжиниринг»


Другие статьи

ООО «Графика-Инжиниринг»

ООО «Графика-Инжиниринг»
Офис: 443079, Россия, Самара, ул. Мяги, 24а
Тел: +7 (846) 221 60 47
E-Mail: office@grafika-eng.com